ЭФИР
Пятница, 24.11.2017, 10:59
Приветствую Вас Гость | RSS

               Пища должна быть лекарством,

               а лекарство — пищей

РегистрацияВходГлавнаяФорум Каталог материалов
Поиск
Категории раздела
Для постоянных посльзователей
Записная книжка
Свойства пищи
Личный опыт
Роль медицины
Регенерация
Пептиды
Рак. Онкология
Энергия Жизни
Выведение шлаков, токсинов и кислот
Авторы
Пища Богов
Особенности национального питания
Сыроедение
Адекватное питание
Рецепты исцеления
Полезная техника
Происхождение человека
Индивидуальный подбор питания
Вегетарианство
Копилочка мудрости
Видеоролики сайта
Укрепление костной системы
Энергетические циклы
Ферментация пищи
Меню сайта
Лечение питанием
Еще методы лечения
Дополнения
Block title

Главная » Статьи » Записная книжка

Ессеи

Ессеи.

 

Ессеи - духовная субкультура межзаветного периода

 

Интерес к секте ессеев был весьма ограниченным в виду того, что в основном предметом исследования становились лишь литературные источники о ессействе. Сведения, содержавшиеся у античных писателей и некоторых отцов Церкви, сделавших попытку сравнительного анализа учения ессеев с учением христианских общин, повторялось и в трудах историков XIX века. То есть, научный интерес был представлен преимущественно кабинетными исследованииями. Находки в пустыне у побережья Мертвого моря, обнаруженные в 1947 году пастухом-бедуином в пещерном тайнике изменили отношение историков к изучению духовной культуры и субкультуры иудейского общества новозаветного периода.

 

Количество обнаруженных в результате археологических поисков литературных источников составляет весьма объемный материал, включающий книги Ветхого Завета, комментарии к ним, апокрифы и документы, отражавшие жизнь общин кумранитов. Несмотря на то, что практически сразу датировка кумранских текстов вызвала активную полемику, наиболее общепризнанной на данный момент считается датировка хронологических границ существования кумранских общин со второй половины II века до Р.Х. вплоть до 60-х годов I века по Р.Х.

 

Ессеи и кумраниты в литературных источниках

 

Наиболее близкой по сопоставлению идейных и практических признаков к кумранским общинам можно считать секту ессеев. В отличие от саддукеев, фарисеев и зилотов, которые упоминаются в Новом Завете, ессеи в нем не упоминаются. Зато они упоминаются у иудейского писателя Филона Александрийского, который рассказывал об их изолированных аскетических общинах в Палестине и Египте. Иосиф Флавий превозносил ессеев как нравственный образец социального общежития. Менее подробно говорили о них Климент Александрийский, свт. Ипполит Римский, Евсевий Кесарийский, бл. Иероним, свт. Епифаний Кипрский, прп. Нил Синайский и другие. Однако, сообщаемые ими сведения в целом совпадают с картиной, которую рисуют рукописи Мертвого моря.

 

Наиболее краткое сообщение принадлежит Плинию Старшему: "К западу от Асфальтова озера, но в достаточном отдалении от берега, чтобы избежать вредных испарений моря, проживают ессены — племя уединенное и наиболее удивительное из всех во всем мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их увеличивается, благодаря появлению толпы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессенов. Таким образом, хотя этому и трудно поверить, в течение тысяч поколений существует вечный род, в котором никто не рождается, ибо отвращение к жизни среди других людей способствует увеличению их числа. Южнее их был город Энгади — некогда второй после Иерусалима по плодородию и пальмовым рощам, а ныне — второе (после Иерусалима) кладбище" ("Естественная история", V, 17).

 

Таким образом, из сообщения Плиния Старшего мы узнаем, что в середине I в. н. э. у северо-западных берегов Мертвого моря, в районе Энгади, т. е. в том именно месте, где обитала кумранская община, проживала уединенная, отдалившаяся от мира секта, отвергавшая брак и семейную жизнь, "не знавшая денег", т. е., очевидно, добывавшая себе средства к существованию совместным трудом. Утверждение Плиния, что ессеи "не знали денег", может означать то, что они жили на коллективистских началах, то есть коммуной. Обращает также на себя внимание замечание Плиния, что в ессейскую общину вступают "утомленные жизнью пришельцы". То есть в поиске социальных причин возникновения и длительного исторического существования ессеев Плиний находит в стремлении изолироваться от общества людей, разочарованных в своей жизни или социальной системе и ее духовных ценностях. При этом он, однако, выражает удивление многочисленностью этой группы и самой возможностью воспроизводить себя в новых и новых поколениях.

 

Более подробные сведения о ессеях сообщает Филон. В сочинении "О том, что каждый добродетельный свободен" Филон рисует следующую картину жизни и быта ессеев. Ессеи, "носители благородной добродетели" в Палестине-Сирии, насчитывают более 4 000 человек. Живут они в деревенских поселениях, избегая городов "вследствие свойственной городским жителям склонности к беззаконию".

 

Занимаются они обработкой земли и ремеслами, "которые сопутствуют миру". Филон подчеркивает, что "у них вы не найдете ремесленника, изготавливающего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудие или что бы то ни было служащее для войны". Ессеи, согласно Филону, отвергают и торговлю: "Они даже и во сне не знают ни крупной, ни мелкой, ни морской торговли, ибо отклоняют от себя побуждение к корыстолюбию". Выступая против всякой собственности и всякого стяжательства, ессеи придерживаются принципа: добывать своим трудом только то, что необходимо для жизни. Социальный строй ессейских общин характеризует последовательно проведенная идея общности: общность имущества, обязательный совместный труд, совместная касса, куда вносятся также заработки от работы по найму на стороне, совместное питание, общие запасы одежды. Хозяйственными и денежными вопросами ведают должностные лица, избираемые голосованием.

 

Ессеи отвергают рабство и эксплуатацию рабов. "У них нет ни одного раба, — говорит Филон, — но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги. Они осуждают господ, владеющих рабами не только как людей несправедливых,

оскверняющих равенство, но и как нечестивцев, нарушающих закон и установления природы, которая, подобно матери, всех породив и выкормив равным образом, сделала людей законными братьями не только по названию, но и в действительности. Их коварная и чрезмерно возрастающая жадность расшатала это родство, вместо свойства создала отчужденность и вместо дружбы — вражду". Подобного принципиального осуждения рабства как общественного института мы не встречаем ни в сообщениях о ессеях у Флавия, ни в известных нам пока документах кумранской общины. Напротив, в Дамасском документе рабство отнюдь не отвергалось.

 

Еще более яркую картину жизни ессеев, "вкушающих несложную и поистине действительную свободу", мы находим в отрывке из "Апологии" Филона: "Свидетельством свободы является их образ жизни. Никто из них не имеет ничего собственного: ни дома, ни раба, ни земельного участка, ни скота, ни других предметов и обстановки богатства. Все внося в общий фонд, они сообща пользуются доходами всех. Живут они вместе, создавая товарищества по типу фиасов и сисситий, и всё время проводят в работе на общую пользу. Усердно занимаясь трудом, они смело соревнуются, не выставляя в качестве предлога ни жару, ни холод, ни какие бы то ни было изменения погоды. За привычную работу они принимаются еще до восхода солнца, а оставляют её только после заката, сохраняя при этом здоровье не меньше тех, кто участвует в гимнастических состязаниях.

Они полагают, что их (трудовые) занятия более полезны для жизни и более приятны для души и тела, а также доступнее для пожилых людей, чем те упражнения, которые делаются на состязаниях, ибо они не стареют после наступления физической (телесной) акме. Одни из них, сведущие в делах посева и обработки земли, трудятся на земле, другие ведают стадами, имея на попечении разнообразных животных, некоторые заботятся об ульях пчел. Часть же занимается ремеслами, чтобы не терпеть недостатка ни в чем, что необходимо для жизни, однако они ничего не накапливают сверх того, что необходимо для повседневных нужд. Из различающихся таким образом те, кто получает плату, отдают её одному казначею, избранному поднятием рук. Казначей же, взяв деньги, сразу же покупает съестные припасы и дает изобильную пищу и всё другое, необходимое для существования человека.

Ежедневно питаясь вместе, за общим столом, они радуются одному и тому же, будучи сторонниками малых потребностей и отвергая расточительность, как болезнь тела и души. Общим у них является не только стол, но и одежда. Зимой у них приготовлены крепкие плащи, а летом — дешевые накидки; желающий легко может взять такую одежду, какую захочет, так как то, что принадлежит одному, принадлежит всем и, напротив, то, что принадлежит всем, то принадлежит и каждому в отдельности. И если кто-нибудь из них заболеет, то его лечат из общих средств, и все помогают ему заботами и вниманием. Старики же, если они окажутся бездетными, обычно завершают жизнь не только как многодетные, но как имеющие очень хороших детей; у них счастливейшая и прекраснейшая старость, они удостаиваются привилегий и почета со стороны большого числа людей, которые считают нужным ухаживать за ними по добровольному решению, скорее чем по закону природы" (Euseb. Praep. evang. VIII, 11).

 

Несмотря на вероятные черты идеализации и нивелировки образа жизни различных общин, в целом рассказ Филона дает весьма конкретное представление об образе жизни ессеев. Эти сами по себе чрезвычайно интересные сведения являются в то же время ценным материалом для сличения с данными кумранских рукописей. Так, например, сообщая о приеме новых членов, Филон называет их "добровольцами", что полностью совпадает с принятым в кумранских рукописях обозначением новичков — mitnaddebim (т. е. добровольно предающие себя общине). Для внутренней организации и быта ессеев, согласно Филону, характерны также возрастное деление членов общины, отказ от брака — ''''единственное, что может в большой мере разрушать их общность", строгое соблюдение субботнего отдыха, предписываемое воздержание от клятв, обязательное совместное изучение священных книг.

 Особый интерес представляет свидетельство Филона об отказе ессеев от жертвоприношений. По словам Филона, ессеи "больше других почитают Бога, и не тем, что приносят Ему в жертву животных, а тем. что стремятся иметь благочестивый образ мыслей". Все эти моменты, характерны и для кумранской общины в той мере, в какой это нашло отражение в Уставе и Дамасском документе.

 

Интересные и подробные сведения о ессеях имеются также в сочинениях Иосифа Флавия. Вопрос об источниках, которыми пользовался Филон при изложении жизни и организации ессеев, является спорным, и нельзя установить, наблюдал ли Филон ессеев лично или пользовался рассказами других лиц. Иначе дело обстоит с источниками Флавия. В своей автобиографии ("Vita") Флавий сообщает, что в молодости он один год провел среди ессеев и был даже послушником у пустынника-ессея Банна. Поэтому свидетельства Флавия имеют значение рассказа очевидца. Правда, ессеи появились задолго до Флавия, и первое упоминание о них связано с описанием событий около 145 г. до н. э. То, что видел у ессеев и описал Флавий, относится к середине I в. н. э., когда ессеи насчитывали около двухсот лет существования и естественно претерпели значительную эволюцию. Особый интерес представляет указание Флавия ("Иудейская война", II, 8, 13) о наличии двух ветвей ессеев, сходных в своем образе жизни, нравах и обычаях, но различающихся своим отношением к браку. Основой добродетели, по мнению ессеев, является умеренность во всем и победа над страстями, но в то время как одна ветвь ессеев отвергала брак, другая — в интересах продолжения человеческого рода — не требовала безбрачия. Можно полагать, что различия между отдельными группами ессеев не ограничивались различными взглядами на брак и семью, а касались более широкого круга вопросов.В согласии с Филоном, Флавий говорит, что число ессеев превышает четыре тысячи человек. Живут они в различных местах большими общинами. При переходе из одной общины в другую ессеи пользуются равными правами с членами той общины, в которую они вступают.

 

Социальные принципы ессеев у Флавия излагаются не столь отчетливо, как у Филона, но и Флавий тоже говорит о "презрении к богатству", о "достойной удивления общности имущества" ("Иудейская война", II, 8, 3). Вновь вступающий в общину отдает ей своё имущество. "Друг другу они ничего не продают и друг у друга ничего не покупают" (II, 8, 4), но "все делятся всем". По словам Флавия, у ессеев нет рабов. Он дает весьма характерную для него мотивировку отказа от рабства: рабы подают повод к восстанию ("Древности...", XVIII, 1, 5, § 21). Основным занятием ессеев, согласно Флавию, является сельское хозяйство: "Это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду" ("Древности...", XVIII, 1, 5).

 

Флавий дает более подробную, чем Филон, картину внутренней организации и быта ессейских общин. Ессейские общины отличались замкнутостью и скрытностью. Они строго придерживались правила никому не открывать тайны своей организации и учения, "даже если бы пришлось умереть за это под пыткой" ("Иудейская война", II, 8, 7, § 141). Вступление в общину обусловлено определенным распорядком и обрядом, длящимся три года. После первого года испытаний прозелит допускается к ритуальному омовению, а через три года — к общим трапезам и становится полноправным членом общины. Испытание завершается рядом любопытных клятв, которые дают вновь вступающие в общину. Все члены общины делятся на четыре класса, по-видимому, возрастных, так как Флавий тут же, продолжая свой рассказ о делении членов общины на четыре класса, сообщает о таком факте: "Младшие члены (общины) так далеки от старших, что последние при прикосновении к ним первых умывают своё тело, точно их осквернил чужеземец" ("Иудейская война", II, 8, 10, § 150). Однако старшинство здесь может быть и не возрастным, то есть не обусловленным строго достижением члена общины определенного возраста, о чем мы свидетельств нигде не находим.

Следовательно речь идет либо о родовой принадлежности к кохенам, либо имелись и другие критерии устанавливающий авторитет тех или иных членов общины. Всеми делами общины ведают выборные должностные лица: "Голосованием они избирают достойных людей для приема плодов земли; жрецы же заботятся о приготовлении хлеба и пищи" ("Древности...", XVIII, 1, 5, § 22). В другом месте Флавий сообщает, что всеми делами и имуществом общины ведают избранные голосованием надзиратели-эпимелеты ("Иудейская война", II, 8, 3, § 123). Само наличие демократичной процедуры голосования говорит о том, что общины не носили геронтократический характер, однако и демократическими по форме управления они тоже не были.В общинах господствует строгая субординация — повиновение старшим и подчинение большинству ("Если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти", там же, II, 8, 8, § 146). Всё совершается только по указанию выборных должностных лиц, стоящих во главе общины. Строго регламентирован порядок проведения общих собраний, на которых говорить можно только в порядке очереди, запрещены крик и шум; члены общины обязаны сдерживать порывы гнева; предусмотрены даже санитарные правила, касающиеся отправления естественных надобностей; Флавий сообщает, что "они остерегаются плевать перед лицом другого или в правую сторону" (там же. § 147). Правосудие осуществляется на специальных судебных заседаниях, для которых требуется кворум не менее ста членов общины. Приговоры судебных заседаний не могут никем отменяться.

 

Виновные в нарушении правил общины наказывались исключением из неё. Наказание это было поистине страшным, так как исключенных ждала тяжкая участь: "Кто уличается в тяжких проступках, того исключают из своих рядов; исключенный часто погибает самым жалким образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принимать пищу от других (не членов общины); он вынужден питаться одной зеленью, истощается от голода и погибает. Поэтому они из жалости принимали обратно многих, уже находившихся при последнем издыхании, полагая, что их смертельные муки являются достаточной карой за их прегрешения" (там же, II, 8,8, § 143-144).

 

Внутренняя повседневная жизнь ессеев строго и скрупулезно регламентирована и состоит в чередовании обязательных трудовых занятий, совместных трапез и выполнения общественных и религиозных обязанностей. С восхода солнца и до 11 часов утра все члены общины занимаются производительным трудом, добывая средства к существованию. Перед началам труда все произносят молитву, обращаясь к восходящему солнцу. После перерыва в работе следует трапеза, перед которой обязательно ритуальное омовение и смена одежды, и лишь после этого члены общины допускаются, "словно в святилище" (§ 129), в столовую, к общей трапезе. Флавий отмечает, что в столовую допускаются только лица, принадлежащие к секте.

По-видимому, прозелиты в течение трехлетнего испытательного срока принимали участие в трудовой деятельности общины, но питались отдельно от полноправных членов, подобно тому, как в кумранской общине прозелиты не допускались к "трапезе старших''4. В то же время Флавий замечает, что "если случайно являются чужие, то они участвуют в трапезе" ("Иудейская война", II, 8, 5, § 132). Возможно, что под "чужими" здесь следует понимать членов родственных общин, а возможно подобная открытость допускалась так сказать в рекламных целях.

 

Каждая трапеза начинается и завершается молитвой, произносимой жрецом и сопровождаемой благодарственными молитвами участников трапезы. После первой трапезы и смены торжественных одеяний на рабочую одежду все снова приступают к трудовым занятиям, длящимся до сумерек, после чего следует вторая трапеза со всеми её атрибутами. Надо полагать, что рацион ессев подвергался строгим пищевым ограничениям и запретам. Это видно из приведенного выше сообщения Флавия об ужасной участи провинившихся сектантов, которые отлучаются от общины и совместных трапез, а также из описания тех мук и пыток, которые мужественно переносили ессеи, когда во время возстания римляне заставляли их есть недозволенную пищу ("Иудейская война", II, 8, 10, § 152). Остальное .время посвящается изучению древней письменности и собиранию лекарственных растений.

 

Религиозная идеология ессеев в изложении Флавия характеризуется отказом от жертвоприношений, верой в божественное предопределение, в бессмертие души после телесной смерти и загробное её существование в аду или раю, строгим выполнением всех пищевых предписаний и законов субботы. Особое внимание уделяет Флавий учению о бессмертии души как важнейшей составной части мировоззрения ессеев. При этом Флавий искусственно пытается связать основы мировоззрения ессеев с пифагорейством и вообще с эллинской философией, однако очевидно, что источники его следует искать в иудаизме и у родственной им группы фарисеев.

 

Характеристика социально-политических воззрений ессеев проникнута у Флавия противоречивостью, обусловленной его тенденцией скрыть антиримскую настроенность "лучших людей'''', какими он считает ессеев. Так, среди клятв, которые дает прозелит, вступающий в ессейскую общину, Флавий приводит также и такую: "Он должен хранить верность каждому человеку, и в особенности правительству, так как всякая власть исходит от Бога''''. Это напоминает известное новозаветное изречение: "Нет власти не от Бога'''' (Рим. 13, 1). Однако этому явно противоречат те фактические сведения, которые сам Флавий сообщает о ессеях в других местах в связи с конкретной исторической обстановкой.

Так, например, ессеи в принципе отказывались от принесения присяги правительству. Как сообщает Флавий, только личное благорасположение Ирода к ессею Менахему за благоприятное для Ирода предсказание избавило ессеев от тех жестоких и крутых мер, к которым прибегал в этих случаях Ирод ("Древности...", XV, 4, § 371-372). Проявленное Иродом благоволение к ессеям объясняется скорее глубокими политическими соображениями, чем чувством благодарности к одному из ессеев. Однако сам факт милостивого освобождения ессеев от присяги свидетельствует о принципиальном отказе ессеев присягать на верность правительству. Характерно, что среди трех полководцев, стоявших во время Иудейской войны 66-73 гг. н. э. во главе кампании против Аскалона, находился и некий ессеи Иоанн ("Иудейская война", III, 2, 1, § 11); по-видимому, тот же ессеи Иоанн во время антиримского восстания 66 г. н. э. был военачальником округа Тамны, с подчинением ему Лидды, Иоппии и Эммауса (там же, II, 20, 4, § 567). Наконец, участие ессеев в войне с римлянами видно из следующего места "Иудейской войны1* (II, 8, 10, § 152—153): "Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завинчивали и растягивали, члены у них были опалены и раздроблены; на них испытывали все орудия пытки, чтобы заставить их хулить законодателя или есть недозволенную пищу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали мучения, не издавая ни единого звука и не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они легко отдавали свои души в полной уверенности, что снова получат их в будущем".

 

Из приведенных мест видно, что ессеи принимали активное участие в антиримской войне и что. вопреки характеристике Филона, они пользовались оружием, Так, Флавий сообщает, что даже в мирное время ессеи. переходя из одной общины в другую, ничего не брали с собою в дорогу, кроме оружия для защиты от разбойников (там же, II, 8, 4, § 125), которое, следовательно могло быть использовано по назначению. Таковы основные сведения о ессеях, которые мы можем почерпнуть у Флавия.

 




Категория: Записная книжка | Добавил: Ansaraides (24.08.2013)
Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Облако тегов
БИ ГУ Метод голодания Отказ от зерна витамины Польза еда ферментация аутолиз капорский чай Праноеды шичи бигу нееды праноедые солнцееды клизма микроклизма паразиты кукуруза Дрожжевой хлеб освяной кефир Дрожжевое тесто квашение гороховый сыр забытые рецепты Пища Волков Кровь здоровье Вино долголетие Молоко блендер Миксер армтмия дарвин дарвинизм вселенная жизнь иммунитет народная медицина иван-чай лечение чай лечение травами вегетарианцы Мясоеды питание Пища богов бифидум бактерии микрофлора кишечника онкология рак «Дикрасину». вашу вы доверьтесь он подправит Дикрасин китайксом мама на Психолитическая Буддизм наука диета Волкова Дигидрокверцетин Лекарство рака БИОЛОГИЧЕСКИМ земли ЧАСАМ естественное по омоложение организма Владимир жизни изобрел Волкову избавит коров Небольшое От будущего медицина панических атак избавиться восходить поведении праноедение души после жизни рубцова болезни вегетарианство здоровое питание переход
Праноедение
Аритмии нет!
Дыхание блаженства
Форум Аритмии нет
Google stats
Copyright "Efir" © 2013г.