Мастерство вскармливания жизни.
« Я знаком с мастером Ли Гунченом более сорока лет. Совместное общение, дружба семьями и тренировки научили меня многому новому и открыли удивительный мир даосского наследия нашей родины.
Ли вырос в беднейшем мусульманском квартале Пекина, где всегда высоко ценились умение постоять за себя и твердость характера. Он был значительно крупнее и сильнее многих своих сверстников, и уже тогда его часто называли Да Ли - Большой Ли. С детства он не давал спуска местным хулиганам и обидчикам соседских друзей, и очень скоро его заметили старшие и привели в местную школу ушу. В те времена обучение шло по старым правилам: вместо пояснений теории - палка учителя и многократные изнуряющие повторения базовых упражнений. Одни только махи ногами ежедневно выполнялись по 1.5-2 тысячи раз, а упражнение «мостик» делали несколько сот раз, что «уже не знаешь, где Небо, а где Земля». С местной командой они много раз выезжали на праздники в другие районы Пекина и окрестные селения, где выступали с показательными выступлениями и участвовали в боях. Ли, как самому высокому и тяжелому, доставались упражнения на демонстрацию силы и наиболее крепкие противники.
С раннего детства Ли отличался прекрасной памятью и уже тогда ему не составляло никакого труда за один раз запомнить сложное движение или прием, при этом удавалось мгновенно уловить особенности усилий мастеров, что иногда даже приводило их в растерянность.
Оказавшись в армии, он, благодаря своим физическим данным, был определен в специальные войска, где особо изучались рукопашный бой и снайперская стрельба. Ежедневные изматывающие кроссы, преодоление полосы препятствий проходили на фоне страшной нищеты и голода в китайской армии. Однако, офицеры не делали никаких скидок солдатам и занятия продолжались даже в казармах. Для того, например, чтобы выйти в туалет, курсант должен был каждый раз под присмотром офицера нанести 500 прямых ударов руками в «позиции наездника» по столбу, обмотанному веревками, только после этого он мог покинуть помещение. За годы службы Ли особенно отличился в стрельбе, где был лучшим в округе по этой дисциплине.
Сказать, что с мастерами ушу ему везло- это не совсем правильно, скорее это была его Судьба- сперва она свела его с мастером, преподававшим «старый» тайцзицюань еще в императорском дворце, потом это был удивительный мир багуачжан. Тогда он пожертвовал своим единственным дорогим имуществом- жильем в центре столицы, чтобы помочь мастеру и иметь возможность самому и братьям по школе нормально питаться. Как он сам рассказывал, он «проел свой дом». А еда в те голодные годы была чуть ли не самым важным для практики. Остальные ученики были просто истощены полуголодным существованием и изнуряющей работой на государство, при этом они еще находили в себе силы тренироваться, но здоровья это мало кому прибавляло. То, что китайский Улинь (сообщество ушу) в те годы «культурной революции» голода и гонений сумел сохранить и развить наследство старших поколений, это настоящий подвиг! Ведь занятия ушу требовали не только максимальной физической отдачи, но и предельной ментальной концентрации, постоянного поиска и самосовершенствования.
С годами жизнь в Китае стала лучше, люди, получив самое необходимое, стали вспоминать свою историю, обращать внимание на духовную жизнь, у общества вернулся интерес к даосским и буддистским практикам. По рассказам Ли, он в то время занимался ушу «как сумасшедший фанатик» по много часов в день, порой даже ночи напролет. Мог, идя по улице, вдруг, начинать выполнять прием или уворачиваться от прохожих, пугая их. Однажды он почувствовал, что он превратился в «простую боевую машину, но ведь это совсем не то, ради чего живет человек!».
И опять Судьба была на его стороне- настоятель даосского монастыря Байюньгуань через знакомых вышел на Ли с просьбой обучить его мастерству прямого меча в тайцзицюань, а взамен он взялся обучать Ли даосскому искусству «внутренней пилюли». Эти совместные неформальные практики даосизма и изучение истоков даосского ушу, привели к большим переменам в его жизни - он стал больше внимания обращать на «внутреннюю работу», научился практиковать сообразно принципам «снаружи покой, а внутри движение». Нынешняя его привычка практики «утреннего и вечернего даосского уроков», как раз и пришли в его жизнь с тех времен, когда «чтение урока» и «спокойное стояние» во многом определили образ его мысли. У даосов есть поговорка: «понял смысл утреннего даосского урока- считай, что узнал две трети культуры Китая», что и вправду так, ведь даосизм соединяют в одно единое целое «медицину, гражданское и военное».
Даосские практики, изучаемые и практикуемые Ли совместно с монахами монастыря Байюньгуань, а в последующем с его наставником, одним из старейших людей Китая на Юге, всегда отличались максимальной простотой и естественностью. Сложность теоретических построений и многообразие различных внутренних техник в его системе считаются излишней и не всегда полезной информацией. Понимание и добавление сложных аспектов практики и теории всегда приходило само собой, как раскрытие «удивительного цветка знаний», а цветок этот вырастал из «простого зернышка» практики. И сейчас Ли Гунчен часто предпочитает заменять сложные умопостроения в объяснении теории на дополнительные часы простых упражнений «стояния столбом» или «дыхания ТуНа».
«Практикуй, не желая результата, только так получишь истинный результат», «пропустил один день практики, откатился на три дня назад», «метод Дао- естественность», «в простом- самое сложное» - это основные принципы, которым Ли следует в практике и повседневной жизни.
С годами внутренняя работа и хорошее здоровье стали приносить результаты – сама собой пришла способность лечить посредством «внутреннего Ци», а в практике «внутренней пилюли» Ли достиг уровня «выхода истинного духа-Шэнь из тела», что было документально зафиксировано другими учениками.
В быту мастер Ли Гунчен прост и обыкновенен- размеренная неприхотливая жизнь в пригороде Пекина позволяет ему ежедневно продолжать собственное самосовершенствование, растить внуков, дружить с соседями. «Не ушедший из семьи монах»- вот наиболее точное описание от моих наблюдений за его жизнью. Он занимается все время- даже во время еды и разговоров, порой ловишь себя на мысли, что часть его сознания «где-то там сама» продолжает практику. Статья о Мастере Ли Гунчене
Его требования к внутренней работе высоки : любое динамическое упражнение выполняется по много раз и длительное время, а статика - «полчаса на успокоение тела, десять минут на успокоение головы, только тогда начинается тренировка», «сидение или стояние в тишине минимум час, истинный вход в тишину на несколько секунд- вот настоящий результат каждого дня практики».
В отличие от взглядов встреченный мною ученых даосов-популяризаторов и знаний, почерпнутых из умных книг, мне понятен и близок его «народный» подход: в первую очередь необходимо заложить базу для «крепкого здоровья и полнокровного тела». Действительно освоить «глубокое дыхание ТуНа- вывод старого и набор нового», «вернуть дух повседневного мышления -СылюШэнь внутрь тела, неразрывно объединив его с дыханием- Ци». Без такого жизненно важного базиса какие-либо «внутренние пилюли»- пустой звук.
Только с отличным здоровьем, беззаботно и счастливо живя в спокойной обстановке, «укротив желания и страсти», можно говорить о практиках, «укрепляющих и развивающих Суэй- костномозговые начала». Эти практики в последующем улучшают кровь – Сюэ и восполняют запасы формообразующего начала Цзин. И только на этой глубокой базе мастер уже подводит к работе с Ци и Шэнь, что действительно позволяет в состоянии глубокой концентрации «цеплять уже прежденебесные начала», прекращать бесконтрольные растраты «трех драгоценностей», «подливать масло в светильник жизни», «запускать волшебный круговорот трансформаций Цзин-Ци-Шэнь».
Любимая фраза Ли Гунчена, приписываемая самому Лао Цзы: «чистота Сердца и покой Духа- лишь один путь для входа во врата Дао, другого не бывает»- стала во многом и моим жизненным девизом, наполняя существование особым смыслом, а уже не молодое тело здоровьем и радостью жизни.»
Го Чжишань, носитель традиции багуачжан в 4-м поколении, Пекин, 2010 год Аудио запись семинара.
|