Возвращение души. Интервью с Алиной Слободовой Возвращение душиИнтервью с Алиной Слободовой
Методы шаманов удивительно похожи во всем мире, даже у народов с совершенно различными культурами, разделенных на протяжении десятков тысячелетий морями и материками. Эти так называемые примитивные народы не обладали такой развитой медицинской технологией, как мы, и поэтому у них был прекрасный стимул совершенствовать иные, не относящиеся к технологической сфере, возможности человеческого разума в лечении болезней и поддержании здоровья. Единообразие шаманских приемов заставляет предположить, что люди в разных концах света методом проб и ошибок приходили к одинаковым выводам… Отличие древних методов шаманов в том, что они уже проверены временем, причем испытание это они выдержали на протяжении неизмеримо более долгого периода, чем, например, психоанализ и множество других психотерапевтических методов лечения. Майкл Харнер, «Путь Шамана» Я не хотела бы выступать в роли шамана, я из нее уже вышла. Скорее, я психолог, практикующий и шаманизм тоже. Могу сказать, что иногда работаю, как шаман. Я считаю, что шаман — это наследственное, а в роду у меня таких нет. Считаю, что изучить что-то, не испытав на себе — невозможно. И я долго искала практику, которая мне бы служила ресурсом. Люди бьются за ресурсы — они ценны для жизни человека. А личная сила — как сказал Карлос Кастанеда, «это единственное, что есть у человека в этом таинственном мире», ее нельзя отобрать. Почему род, происхождение так важно для шамана? Есть два подхода к шаманизму. Один — родовой. Для такого подхода очень важно происхождение. Майкл Харнер называет свой подход core-шаманизм (core — сердцевина, ядро, прим. ред.), он собрал самые разные практики по всему миру. И он говорит, что шаманом может стать каждый. Харнеровские практики — это синтез.
Алина, мне вас рекомендовали, как ученицу Майкла Харнера, американского антрополога, автора книги «Путь шамана», создателя Фонда шаманских исследований в США. Расскажите, чему и как вы учились у Харнера. Была середина 80-х, я заканчивала факультет психологии МГУ. Хотела делать диплом по парапсихологии. Мне тщательно отсоветовали: как и секса, парапсихологии не было. Я обратилась к изучению творчества, тогда был творческий бум. Поехала учиться в интернациональную школу театральной антропологии (ISTA), и поняла, что антропологические исследования и древняя культура — это мое. Тогда же мне попался перевод книги Майкла Харнера, и я стала сразу, по книжке, пробовать — и у меня все получилось. И путешествия, и общение с духами. Вскоре я смогла посетить его занятия, правда — только познакомилась с ним, потому что все проходило на датском языке, дело было в Дании. Следующий семинар Харнера был в Киеве, там все было с переводом, и меня действительно «пробило», очень мощно. Я организовала его выступление в Москве. Потом Харнер пригласил меня учиться к себе, его фонд (FSS) дал мне стипендию, ну а так у них обучение платное. Это событие перевернуло мою жизнь. Еще одно событие — в тот день, когда я узнала об этом приглашении, я забеременела. Другого дня быть не могло — муж на один день приехал и уехал. Так что духи и боги действительно были ко мне расположены. И я отправилась учиться шаманизму в Калифорнию. В Эсален? Да. Это было серьезное обучение духовным практикам индейцев. Перед моим отъездом из Эсалена Майкл мне сказал, чтобы я организовала центр обучения в Москве. Я ему: «I'm waiting a child, мне не до того будет…» А он сказал, что будет трудно, ничего, потом все наладится, и все будет хорошо. И вернувшись в Москву я стала проводить тренинги и семинары, обрастала клиентами и учениками. Шаманские практики — это не религия. Может быть —культ. Но для меня — это структура, технология. Она позволяет подключаться к универсуму, черпать из него силу. Обычно человек получает эту силу во сне. Когда отключается рациональный мозг, и мы видим сны. Это можно сравнить с трубкой радиотелефона, которую для подзарядки нужно положить на базу, иначе она не сможет работать. Сны — это тоже искусство. Если мы овладели практикой управляемого сновидения, то мы можем использовать для пополнения своей силы этот ресурс. Взрослый человек, особенно — городской житель, по разным причинам «не высыпается», нет возможности в полную использовать ресурсы сна. Практика шаманских путешествий для меня — это сон наяву. Я нахожусь как бы в двух реальностях — в трансовом состоянии, и в обычной реальности. Я осознаю, что происходит вокруг. Каким образом вы попадаете в транс? Техник попадания в транс очень много. Я использую перкуссионный путь — звук шаманского бубна. У меня есть прекрасная запись, еще со времени учебы у Харнера. В южной Америке шаман пьет разные напитки, например, аяхуаску — так называемая «лиана смерти», в Эквадоре растет, или сок дурмана. Кстати, почему северные шаманы активно двигаются, пляшут, бьют в бубен, а шаманы в центральной, южной Америке так «ленивы»? Очень просто объяснить. Путей в трансовое состояние много. Северным шаманам холодно — они тоже люди. Поэтому они выбрали активные способы. А вы попробуйте поплясать в экваториальных джунглях. Я там была, очень жарко и сыро, любое движение дается с трудом. Мы путешествовали к одному шаману, всего три часа, но идти было очень тяжело, на третьем часу я чуть не сдохла. Пришли. Ну а он себе лежит в гамаке. Вообще, состояний много, и мир наш многомерен. Личность человека состоит из множества субличностей, но точно можно выделить ее рациональную, рассудочную часть и иррациональную. Как светлый Ян и темная Инь. Светлая часть построена структурно, логически, действует стереотипно. Темная остается в тени, ее больше в женщине, чем в мужчине. Мы в нее порою не верим. Правда, очень трудно найти человека, который бы не верил ни во что совсем. Даже очень структурные и простроенные люди могут согласиться, что есть что-то кроме, что-то еще такое, что они не могут осознать. Да им пока и не нужно. А вот когда припрет, закрутит, встанет вопрос о жизни и смерти, вот тогда человек начинает верить. Много таких у меня побывало, многим я помогла. Шаман эту иррациональную часть своей личности пробуждает. Иррациональное и Бессознательное — Рациональное и Сознание — есть ли связь? Связь есть, но это разные деления, разные описания. Вот мы сознаем, что сидим друг перед другом. То, что мы не осознаем, может быть содержанием нашего бессознательного. Но как рациональное, так иррациональное доступно нашему сознанию. Иррациональное — труднодоступно, об этом много писал Кастанеда. Вспомнила анекдот про нового русского, которому в турбюро показывают глобус — места, путевки на выбор. А он везде был. И там был, и здесь был. Он и говорит — дайте мне другой глобус. Это как иллюстрация многомерного мира, все измерения мирные, их не надо бояться, а шаман, как говорил Харнер, передвигает силу из одного мира в другой. Физический мир конечен, и когда человек живет, ему приходится сталкиваться с разными проявлениями своей конечности — заканчивается здоровье, отношения, карьера, интерес к чему-то. Если состояние тупика переживается тяжело — это разрушает человека, и единственный способ — переместить человека в координаты другой реальности, там, где есть и пространство, и сила для развития. Духовный мир и бесконечен, и полон ресурсов. А потом человек сможет вернуться? Человек никуда не путешествует, за него эту работу выполняет шаман, он умеет это делать. Как опытный пограничник, или сталкер. Более того, шаман не безумен. Входишь в транс, общаешься с духовным миром, возвращаешься — и ты адекватен социуму. У психически больного окошечко транса открывается, он уходит, но он не может вернуться. Шаман — управляет своим состоянием. Я знаю, что вы занимаетесь психологическим консультированием и даже бизнес-консультированием. Используете вы какие-то шаманские приемы при этой работе? Совместимы психологические практики с шаманскими? У меня есть три вида деятельности — клиенты, ученики, клуб. В своей работе с клиентом я сочетаю психологическую и шаманскую практики — каким способом удается помочь — не столь важно. Я не только помогаю клиенту увеличить его личную силу, но и могу поддержать его, обучив шаманским практикам, это — как профилактика. Моя работа начинается там, где обычно психолог-консультант заканчивает. Беседа, общение, вербальные техники — все это важно, и я иногда сама обращаюсь к консультантам. Но для меня это — диагностика. Потом я путешествую к тем ресурсам, собираю силу для него. Появляется сила - и жизнь начинает идти по другим законам. Но это эффект временный. Все причины, и окружение остается — проблема возвращается. Поэтому мы учим этим практикам, которые потом позволяют увеличивать личную силу самому, восполнять ресурсы. Но есть у меня ряд клиентов, которые «подсели» — они получают такую гармонию, особое блаженное состояние души, которое дорогого стоит! Выходят они в мир, и постепенно утрачивают гармонию — и возвращаются ко мне. Они приходят не только за разрешением конкретных проблем, но и за этим особым состоянием. Я знаю, насколько благотворно влияет на все человеческие сферы гармоничное состояние, и я начала людей вывозить - только в отрыве от повседневной реальности, где-нибудь на Алтае абсолютно рациональный человек, бизнесмен, может сказать: «За что меня так любят боги, что я здесь оказался!» — Сидя в обшарпанном домике, с закопченным чайником на печке. Я с внутренней улыбкой вспоминаю его дом на Рублевке, его Ауди шикарный. Это новое направление на туристическом рынке! Самая главная ценность не поездка — а состояние. Когда звезды можешь трогать руками. Обращаются ли к вам люди с просьбой избавить их от негативного влияния другого человека? Есть люди, которые постоянно носят за плечами мешок негатива. Откуда он у них — это другой вопрос, но им тяжело носить это, и они делятся с нами. Иногда это называют сглазом. Если целенаправленно — то это порча. Я, правда, не пользуюсь этими простонародными терминами. Бывает, человек что-то оживленно рассказывает, взахлеб — и в этот момент он раскрывается, и в ответ собеседник посылает ему свой негатив, неосознанно. Мне нравится такой термин: психический вирус. Негатив множится, или — усваивается гораздо прочнее, такое печальное свойство человека. Чему-то мы обрадовались, но быстро такое состояние забываем. С этим можно работать и сделать, чтобы стало наоборот, но очень трудно. Еще одна тема, которой мне хотелось бы коснуться - возвращение души.Сандра Ингерман, мой другой учитель, недавно написала книгу с таким названием. Очень древняя шаманская практика — soul retrieval. Для шаманского мировоззрения все одухотворено, все имеет живую часть. И душа каждого предмета, как и душа человека — для шамана феномен близкий к вещественному, ощущается, как что-то реально существующее. Даже товарные рынки имеют душу. Есть такая гипотеза о существовании семи тел, лишь одно из них - физическое тело человека. Все остальные — это душа, и от того насколько и как сцеплено физическое тело с другими оболочками, зависит и счастье, и успех, и здоровье. Если у человека проблема — то он потерял «часть души». Полностью душа присутствует у ребенка, пока он не сталкивается со стрессами и жизненными перипетиями. Все стрессы как бы «питаются» кусочками души, человек идет по жизни и «кусочки души» теряет. Бывает что в результате сильного стресса у человека наступает реактивная депрессия, для которой есть очевидная причина — потеря, горе — и большой «кусок души» потерян. Но иногда небольшое событие оказывает эффект последней капли, предыдущие потери не осознаются, или человек «справляется» с ними — и наступает так называемая беспричинная депрессия. Мы наблюдаем кумулятивный эффект, или эффект накопления. Во время сеансов я нахожу и возвращаю эти утраченные «кусочки души». По закону сохранения энергии они никуда не исчезают, они просто переходят в другое состояние, становятся связанными со стрессами, заблокированными. Во время практики возвращения души можно разблокировать эти застрявшие «кусочки», дать им возможность вернуться к человеку, восстановить его духовную целостность. Нужно стремиться к своему духовному Я, нужно погружаться в него, а не пребывать все время в материальном мире, «о душе надо подумать». Почему-то многие начинают думать о душе когда бывает уже поздно. Шаманская болезнь, инициация - было ли такое у вас? Я это понимаю так — сила начинает в тебя проникать, но ты об этом не знаешь, не умеешь ею управлять. Она начинает действовать изнутри, как сейчас говорят — тебя «плющит» и «колбасит». Так бывает — почитайте про принца Гаутаму. Жил себе во дворце и жил. Вдруг его рвануло, подался в горы, скитался, и стал Буддой. Христос тоже обитал в пустыне. Человек проходит состояния поиска, скитаний. Болезнь — это перерыв обыденности. Пришли духи и начинают трясти: «Давай, слышь нас! Прими нашу силу, людям помоги». У меня была очень тяжелая депрессия, мне было 25 лет, молодая, красивая. Вышла замуж, муж носил на руках, дарил подарки, получили квартиру. Все было прекрасно. Окончила МГУ, поступила в аспирантуру. Но я лежала на диване и не было сил даже встать, себе чаю налить. Я писала стихи типа: Пусто все, меня убитей нету… Где пылал Огонь, теперь — Зола. Пепел Духа развевается по свету, Не способный ни добра творить, ни зла. Я тяжело выходила, разошлась с мужем, ушла из аспирантуры, встретила другого — режиссера, мы занимались антропологическим театром, уехали в Данию. Там я и узнала про Школу Майкла Харнера в США, где я потом у него училась. С тех пор со мной никогда депрессий не повторялось — бывали моменты падений, были успехи. Но не было состояний падения Духа, помните у Булгакова — самый страшный человеческий грех — уныние. Я тогда не понимала, в чем была причина депрессии, а потом все встало на свои места. Это и была своего рода «шаманская» болезнь, или болезнь роста Духа. Мое духовное Я не принимало такой обыденной простой счастливой жизни, оно требовало развития и движения… Человеку свойственно искать себя, свою дорогу. Я недавно прочитала Акунина, люблю его читать, «Внеклассное чтение». Один старец рассказывал о своей жизни: «Я до этого всю жизнь блуждал, а теперь нашел свою дорогу». Его спросили: «А почему ты знаешь, что это твоя дорога?» Он ответил: «Все другое, как в тумане, а свою дорогу ни с чем не спутаешь». Я часто помогаю людям найти их место в жизни. Но найти мало, за него еще нужно побороться, и тогда твоего у тебя никто никогда не отнимет. Приходилось ли вам сталкиваться с непониманием со стороны коллег-психологов по поводу использования вами шаманских практик? В социуме я позиционирую себя как психолог-коммуникатор. Слово «шаман» имеет очень разные коннотации, и это приходится учитывать. Многие люди прозомбированы на тему «кто не с нами — тот против нас» — с такими я стараюсь не общаться. А психологи сейчас повернулись к изучению шаманских практик. Это неспроста - часто приходится сталкиваться с тем, что стандартный арсенал не срабатывает. В суицидальном центре, давно, я работала с женщиной, у которой утонул сын. И она говорила, что когда я находилась с ней, ей было легче, как только мы расставались, ей опять было плохо. И я мучительно искала практики, которые могли бы ей помочь, но в обычной стандартной психологии я их не находила. И таких ситуаций, в которых ты упираешься в стенку, чувствуешь себя несостоятельным, в психологии много. Теперь я по-прежнему не смогла бы вернуть ей сына, но ту часть ее души, которую он «унес с собой», я могу вернуть. А вот дочка у вас, она интересуется шаманизмом? Ей еще только 12 лет. Она со мной много куда ездила, на семинары, группы, на Алтай мы ездили вместе. У нее музыкальные, актерские способности заметные, она из артистической семьи, Марианна Касаткина, она все время поет, танцует, что-то сочиняет, возможно будет яркой творческой личностью. Ну а если когда-нибудь потом у нее будет интерес к духовным практикам — я не буду против. Я ей все передам.
Источник: http://www.popsy.ru/ |