Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!
Почему русские
предпочитают ржаной хлеб?
Не секрет что хлеб – один из самых популярных
продуктов питания в России. Как считал историк XVIII века Иван Болтин, русские
едят хлеба больше, чем мяса. Он отмечал в своих записях, что того количества
хлеба, которое потребляют в сутки во Франции, в России не хватит даже праздному
человеку, не говоря уже о том, кто привык к физическому труду.
Чтобы понять причину наших пищевых привычек, давайте вспомним о том, что
традиционно национальным хлебом в России является черный хлеб. То есть тот,
который изготовлен из ржаной муки на дрожжах и имеет кислый вкус. Именно в этом
кроется секрет потребления россиянами большого количества хлеба. По данным
последних биохимических исследований, черный хлеб, особенно приготовленный не
на прессованных дрожжах, а на закваске,
хорошо усваивается. А ведь традиционный русский хлеб именно так и готовился.
Что такое закваска? Это небольшая часть старого теста, оставшегося после
предыдущего выпекания хлеба. Закваска богата ферментами, витаминами и полезными
для организма микроэлементами, которые активизируются при выпекании в печи.
Немногие знают, что вкусная хрустящая корочка ржаного хлеба является одним из
важнейших источников необходимого для организма витамина В1.
Вот, к примеру интересный исторический факт, который наглядно иллюстрирует
последствия внезапного лишения русского человека возможности потребления
черного хлеба. В 1736 году, во время русско-турецкой войны, русское войско
вступило на территорию Крымского ханства. Так случилось, что где-то в
украинских степях застряли обозы с ржаной мукой, которая была предназначена для
пропитания войска. Хлеб пришлось выпекать из местной пшеничной муки и среди
военных начались болезни. Адъютант командующего русским войском Христофор Георг
фон Манштейн в своих записках винил в хворях солдат именно перемену хлеба с
кислого ржаного на пресный пшеничный.
И в специальной медицинской литературе, и в литературе художественной
(авторства особенно наблюдательных писателей), можно встретить упоминания как о
пристрастии русских к черному хлебу, так и о трудностях, которые испытывали
представители других народов, переходя с привычного им пресного хлеба на
квасной. А.С. Пушкин, будучи на Кавказе, заметил, что пленные турки, работавшие
на строительстве Военно-Грузинской дороги, жаловались на пищу, так и не сумев
привыкнуть к русскому хлебу, несмотря на вполне хорошее
питание. "Это напомнило мне, – писал Пушкин, – слова моего приятеля Шереметьева
по возвращении его из Парижа: "Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного
хлеба не допросишься”. А спустя несколько дней Пушкину самому предложили лаваш
из-за отсутствия черного хлеба, что послужило причиной появления в его дневнике
нескольких довольно резких строк: "В армянской деревне, выстроенной в горах на
берегу речки, вместо обеда съел я проклятый чурек, армянский хлеб, испеченный в
виде лепешки пополам с золой, о которой так тужили турецкие пленники в
Дарьяльском ущелье. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который
был им так противен”.
А вот еще один исторический пример того, как любовь к кислому хлебу русского
народа привела к серьезным последствиям для истории всей Руси. Один из самых
серьезных расколов в истории Европы, в результате которого единая до того
церковь разделилась на католическую и православную (западную и восточную), в
определенной степени произошел из-за хлеба. Это случилось в результате спора об
евхаристии в середине XI века. Суть спора была в том, какой хлеб следует
использовать во время таинства причастия – квасной (кислый), который
использовали на Руси и в Византии, или опресноки (пресный хлеб), согласно
последующей католической традиции, уходящей корнями в еврейскую историю.
Византия, боясь потерять поддержку Руси, выступила против запрета римского папы
Льва IX употреблять квасной хлеб. Что же до России, то отказ от кислого хлеба –
одного из важных символов самобытности нации -, был невозможен.
Веками на Руси развивалось и усовершенствовалось искусство хлебопечения, что
привело к огромному разнообразию видов и сортов хлеба, которым знаменита
Россия. Процесс этот продолжается и сегодня.
Традиционно хлеб в России делится на множество сортов по различным критериям.
Это и различия в муке, и в размерах выпекаемых изделий в различных регионах
страны, и, самое главное, в разнообразных технологиях приготовления теста.
Например весь хлеб больше двух килограммов в одной буханке до середины ХХ века
считался весовым и продавался на вес. Меньшего размера хлеб продавался поштучно.
К штучному хлебу относились всевозможные батоны, батончики, ватрушки, сайки,
жулики – то есть, в основном, белый хлеб, ставший популярным только во второй
половине XIX века.
Постепенно некоторые виды местных хлебных изделий исчезли. Но самые известные и
любимые сорта национального хлеба и в наше время пользуются неуклонно растущей
популярностью. Это относится к трем видам национального русского хлеба, для
изготовления которого используется белая мука – сайкам, ситникам (ситный хлеб)
и калачам. Других «пшеничных исключений» среди многообразия ржаного
традиционного хлеба пожалуй нет.
Давайте узнаем о них побольше. Каждый из этих видов хлеба изготовлен из того же
квасного (дрожжевого)
теста, но по-разному приготовленного. Сайки – традиционных русский
белый хлеб, который отличается тонкой мягкой корочкой от плотной и хрустящей
корочки французских булок. Для изготовления саечного хлеба, в тесто добавляют
молоко и немного сливочного масла или, еще лучше, говяжьего жира. Тесто для
саек рыхлое, мягкое, но не скважистое – почти не имеет пустот. Хоть оно и
замешивается на дрожжах, но не квасится,
его сажают в печь, не давая подойти, отчего в тесте не накапливается углекислый
газ, который является причиной появления отверстий (скважин) в готовом изделии.
А самым скважистым из русских белых хлебов является калач. Этим он и завоевал
особенную любовь среди народа, ведь скважистость издревле считалась показателем
высокого качества хлеба. Точнее одним из пяти основных показателей качества:
форма и внешний вид, вкус, аромат, цвет и скважистость. Калач относится к
ситным хлебам, которые изготавливаются из многократно просеянной тонкой очень
сухой белой муки высшего сорта. Тесто из такой муки хорошо поднимается и хорошо
пропекается. Кроме того, хозяйки дают вызреть тесту: оно должно подойти не
один, а два раза, и не один раз тщательно вымешивают. В результате ситники
получаются пышными, скважистыми, с не успевшей подрумянится мягкой корочкой и
упругим тягучим, невероятно вкусным мякишем.
Хлеб в России – это не просто главное блюдо национального стола. Он нечто
большее, символ благополучия народа. Этим объясняются многочисленные обычаи,
связанные с хлебом, сквозь века дошедшие до наших дней в практически том же
виде. В нашей культуре до сих пор, согласно древнему обычаю, дорогих гостей,
молодоженов, новоселов встречают, вынося на полотенце или подносе каравай
черного хлеба с солью. Хлеб для нас связан с полным столом, а соль некогда была
охранным символом, оберегающим дом от пожара, а потом, из-за своих улучшающих
вкус качеств, превратилась в символ хорошей еды.
Кроме хлеба, известного по всей территории России, существует немало видов
хлебобулочных изделий, популярных ранее на определенной территории, а в
послевоенное время широко распространившихся. Так стала популярной знаменитая
украинская паляница – белоснежный, сильно скважистый пышный каравай с
аппетитной хрустящей корочкой, который выпекается из муки наивысшего сорта с
добавлением в тесто молочной сыворотки. Не смотря на свою красоту, паляница не
универсальна как хлеб, потому что особенно хороша только свежеиспеченной, с
маслом и молоком, подчеркивающими ее вкус.
Молдавский серый хлеб выпекается из простой не рафинированной муки и отличается
необыкновенным сильным ароматом, ярким вкусом и значительной плотностью.
Высокую популярность среди гурманов приобрели черные прибалтийские сорта хлеба
из смеси ржаной и пшеничной муки, в которую добавляются патока, тмин и особые
закваски. Это кисло-сладкий тартуский хлеб, знаменитый рижский, с приятным
вкусом таллиннский, серый эстонский сеппик и, похожий на рижский, палангский
хлеб.
В последнее время в нашей стране повсеместно можно купить пресные и дрожжевые
виды традиционного для Закавказья и Средней Азии хлеба – армянские лаваш и
матнакаш, азербайджанский чурек, узбекские патыри и обинон, казахские лепешки.
Эти виды хлеба замечательно сочетаются с блюдами национальной кухни, очень
вкусны с молоком и молочными продуктами. Отличаются эти хлебы или большим
содержанием жиров, или традиционными добавками из лука, укропа, зиры (ажгон).
Многонациональное население нашей страны обусловливает необычайно широкий
ассортимент сортов и видов хлеба. Но даже он не исчерпывает всего перечня
рецептов, изобретенных человечеством за тысячелетия своего существования. В
Скандинавии Вас могут угостить твердым сухим хлебом – национальным
кнэкенбрёдом. В середине прошлого столетия этот хлеб попал в Россию, где,
правда в несколько измененном виде, продолжает пользоваться популярностью. Мы
говорим о семействе хрустящих хлебцев – пшеничных, ржаных и любительских
десертных.
Как ни прост и привычен хлеб, но ничем его не заменить. И нельзя не согласиться
с К.А. Тимирязевым, считавшим ломоть хорошо испеченного хлеба одним из
величайших проявлений человеческого гения.
Антуан Огюст Пармантье, живший в XVIII веке, считал, что заболев, вкус к хлебу
мы теряем в последнюю очередь, а его возвращение свидетельствует о скором
выздоровлении. Что хлеб одинаково вкусен в любое время дня, в каждом возрасте,
в разном настроении; он способен подчеркнуть вкус любого блюда, может послужить
причиной как хорошего пищеварения, так и его нарушений. С мясом или в любом
другом сочетании хлеб не теряет своей
привлекательности. Это мнение классика ничуть не устарело сегодня – ведь ни
роль хлеба в нашей жизни, ни наше отношение к любимому продукту питания ничуть
не изменились с тех пор.
Источник: http://www.yariks.info/arhive.php?c=32&pc=47&m=94 |