Перевод : `Управился бы ты хорошенько с теми, что у тебя, сырами; а масло бы продал с помощью Клима (или: [отправив] с Климом)' Или, несколько иначе: `Если ты [уже] хорошо управился с теми, что у тебя, сырами, то продал бы ты [и] масло с помощью Клима' Далее: `А я тебе кланяюсь: продавал бы ты Климу' По-видимому, это просто повторение предыдущего совета (Клим мог выступать в роли перекупщика).В. Н Вернадский (историк) : «Приведем типичный пример из нового письма. А мелкого доходу 2 борова, 20 и пол-третьи полти мяса, 16 баранов, 30 и девятеро куров, 90 сыров, 700 и 70 яиц, 50 и 7 пятков и полторы горсти лну, 20 и 6 овчин.» .
А.В Арциховский видный ученый археолог историк (который в 1951г нашел первую берестяную грамоту на Неревском раскопе ) писал: «Молочные продукты часто упоминаются .Несомненно их большое пищевое значение и в рассматриваемую эпоху. В новгородской берестяной грамоте № 220 (XIII в.) упомянуты «два горшка масла»22. Наличие сыроварения можно доказать известиями документов о сырах, принимаемых по счету, следовательно, твердых. В середине XV в. княгиня Елена Васильевна Верейская предписывает своему вогнемскому (на Белом озере) посельскому: «...чтобы еси довал, на вся-кый год, к Пречистой в Кирилов манастырь, на Кирилову память да на Успленье Пречистой, по тридцать сыров да по два пуда масла»23. В упомянутом новгородском документе XV в. в корм черноборцев включены «два сыра»24. Позднее в новгородских писцовых книгах постоянно подсчитываются сыры, вносимые в счет «ободка.»
Количество упоминаний сыра в писцовых книгах на которые ссылается Арциховский настолько велико, что привести все в данном тексте не представляется возможным. Ниже приведены несколько примеров, которые дают ясное представление о том, что сыр был самой обычной пищей и входил в оброк:
«А доход емлют Матфеи да ИВАН с того своего поместья деньгами четыре рубли без четверти; а хлебного дохода емлют 78 чети ржи, а овса 156 чети, солоду ячного 38 чети, пшеницы 20 чети с полуосминою, хмелю 20 чети с полуосминою, гороху и конопель 10 чети с полуосминою, круп гречневых 10 чети с полуосминою, 26 пятков лну; А мелкого дохода емлют 26 боранов, 26 полоть мяса, 52 куров, 26 зайцев, 26 тетеревеи, 26 сыров, 26 овчин, 26 поярков, пол-3 пуда масла коровья и 4 гривенки, 9 пуд меду, 26 воз сена"5.» ;
«князь Дмитрий Ушатый, что сидел в с. Вруде на погосте (дворов 29, обеж 40), ≪нового доходу емлет денгами 2 рубля, 43 барана, 43 полти мяса, 43 бочки пива, 43 пятки лну, 43 возы сена, 43 сыры, 43 куров, а хлеба поспом 20 коробей ржы, 43 коробьи овса, 30 коробей ячменя, 5 коробей пшеницы≫;
«Помещик Сенька Рогоза Оболнянинов со своих 9 дв. в с. Летошицы, кроме денег (18 гр. и 6 ден.) брал: ≪11 баранов, 9 полоть мяса, четверо куров, 15 лопаток бараньих, 23 сыры, 5 пятков и 3 горсти лну, 11 овчин, а из хлеба с дву обеж четверть, а с 9 обеж хлеба поспом 21 коробья ржи, 30 коробей овса, 11 коробей ячменя, коробья пшеницы, 2 коробьии 3 четверти солоду, 1Уг коробьи хмелю, 3 четвертки семяни конопляного≫;
«Юрьев монастырь с крестьян Вруды (35 дв.) получал деньгами 6Уг гр., 6 полтей мяса, хлеба ≪послом≫, 27 кор.
ржи, 31 Уг кор. овса, ≪осмеро хлебов≫, 2 ставца соли, 2 бочки пива, 4 сыра, 10 возов сена.»;
«Нормы для перевода ≪мелкого дохода≫ в денежный в дворцовых землях73
Яловица 3 гр. Полоть 7 ден. Боров l'/г гр. Баран 4 ден. Лопатка баранья . . . . . . V2 ≫ Гусь . . 2 ≫ Куря 1 ≫
Бочка ,рыбы мелкой ЗУг гр. Пуд масла IV2 ≫ Сыр 1 ден. 100 яиц 3 ≫ Бочка пива 1 гр. Пяток льна 5 ден.»;
«Самый интересный пример его — коллективное владение 96 ямлянами селом Ямская Весь. Село Ямская Весь (ныне Ямсковицы), расположенное примерно в 15 км к востоку от г. Ямы, находилось полностью в нераздельном владении жителей г. Ямы. Это большое село (65 дв., с посевом 250 кор. ржи и 600 коп. покоса, положенное писцом в 63 обж.) уплачивало ямлянам дохода четверть хлеба, 137V2 бочек пива, 80 сыров, 150 ковриг.»;
«Приведем несколько типичных примеров по крупным боярщинам житьих: ≪Доходу шло с тех деревень Григорьевских Арзубьева со 6 обеж — 6 баранов, 12 сыров, 7 пятков з горстью лну, а ис хлеба четверть≫;149 ≪А старого дохода шло Феодору Иевлю 23 полти мяса, 23 бараны, 26 куров, 23 сыра, 23 пятка лну, а ис хлеба пятина≫.150 Василию Полинарьину с одной из его вотчин шло доходу хлеба ≪поспом≫ 126 кор., 70 кор. овса, 7 кор. пшеницы, 69 кор. ячменя, 6V2 кор. хмеля; а ≪мелкого дохода≫ — 26 сыров, 26 ставцов масла, 400 яиц, 17 возов сена.151 Василию Балакше с его волостки шло ≪старого дохода≫ с 20 обж. ≪2 рубля и 13 денег, а хлеба поспом ржи 29 коробей без получети, а пшеницы 6 кор., а ячмени четка. А мелкого дохода — 5 полоть мяса, 20 и пол-5 сыра, 6 пятков и пол-2 горсти лну...»;
«От огромных боярщин Марфы Исаковой они отличны тем, что в них наряду с оброком деньгами, пушниной и хлебом сохра нился «мелкий доход» («сырами да ставцами масла»). В особенности так называемый "мелкий доход" в виде баранов, кур, масла, сыра, яиц, овчин, льна обычно сохраняет свой натуральный характер.»
«..121 белка, б кор. ржи с четвертью, 7Х/2 кор. овса, IV2 барана, V-Jz полти мяса, 15 сыров, 3 ставца масла.»,
«9 ден., 128 белок, б кор. ржи, 9V4 кор. овса, полть мяса, баран, 13 сыров, чаша масла.», «.. 831/? белки, 73/4 кор. ржи, 15V2 кор. овса,3 полти мяса, баран, 11 сыров, ставец масла.», «..122 белки, 73/4 кор.
ржи, 173/4 кор. овса, 4Уг полти мяса, 2 барана, 20 сыров, чаша масла.».
В главе «Домостроя», посвященной свадебному обряду («Свадебный чин»), сыр представлен как обрядовое свадебное блюдо, это говорит о том, что сыр известен с древнейших времен . В древней Руси свадебный стол называли «сырным столом».В «Свадебный чине» (главе посвященной свадебному обряду) «Домостроя» сыр упоминается бессчетное количество раз : «..выставить сыр да разложить пироги..»; «.. у места стоять двум людям, держать поднос с караваем да с сыром..»; «..тем временем пироги и сыр резать и подносить всем сыр и каравай..»; «..а если из посаженых кто будет у новобрачного князя дома, и к ним посылать также с сыром и караваем..»; «..в те поры бы дружка сыр ломал да караваи резал...»; «..да стол, и на столе две скатерти, посуда, калач, пироги, на столе же на блюде каравай, а на другом сыр..»; «.. в это время старший дружка режет караваи и сыры с четырех сторон по ломтям, кладет на одно блюдо да ломти разрежет и сыры поломает, разложит по блюдам. И на первое блюдо, где горбушки, положит платок, поднесет новобрачному (имярек) и молвит: "Новобрачная (имярек) челом бьет - караваем и сыром и платком". Но тот возьмет лишь один платок и положит его себе, как и тысяцкому и поезжанам согласно росписи, а платки по договорным грамотам, и всякому на блюде - краюха каравая да сыра кусок да платок. Тут и тестю и теще и приглашенным боярам и боярыням - каждому - блюдо. Посылают со скороходами[120 к свекру и к свекрови и к приглашенным боярам и боярыням также на блюдах всем по куску каравая и сыра да по платку; и какие свойственники ни есть у новобрачного и у новобрачной, хотя они и отсутствуют, но караваи и сыр и платки им посылают.»; «.. тесть поднесет новобрачному вино, лучшие вина понесут, но тот отпробует сначала только горбушку и сыр.»; «...приглашений дружка снимет скатерть верхнюю, блюдо возьмет, на котором горбушки и сыр, и, завернув, отдаст слугам своим и велит снести в сенцы.»; «..на свадьбе за столом скатерть, на ней посуда, калачи, печенье на блюде, караваи, сыр, осыпало, убрус и иная одежда, покрывало.»; «.. дружка в то время караваи и сыры режет и платки по блюдам раскладывает и подносит их новобрачному и тысяцкому, и поезжанам, приговаривая: "Новобрачная вам челом бьет".
Сыр упоминается в «Новгородских летописях » (охватывают период начиная с X в..) («Новгородская вторая и Новгородская третья летописи» в «Полном собрании русских летописей» изданном в 1879г т.3 стр. 99) .
Роспись царским кушаньям 1610-1613г ( «Исторические акты» изданные в 1841г т.2 стр. 426 ) также содержит сведения о сыре.
Излишки молока образовывающиеся во время длительных постов в России , являлись дополнительным стимулом к переработке и сохранению молока в виде молочных продуктов и конечно же сыра .
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ